СУМБАТЯН АНАИДА СТЕПАНОВНА (1905 – 1985)

   (на фото Анаида Степановна с Владимиром Крайневым, известнейшим советским пианистом)

      Анаида Степановна Сумбатян – педагог ЦМШ по фортепиано, одна из великих старейших педагогов школы наряду с А. Д. Артоболевской, Т. А. Бобович, Е. П. Ховен, Т. Е. Кестнер.  Ее опыт, чуткий подход к каждому ученику и терпение позволили воспитать талантливых музыкантов, лауреатов различных международных конкурсов. Среди учеников А. С. Сумбатян – Владимир Крайнев, Владимир Ашкенази, Маргарита Виноградова, Дмитрий Сахаров, Нелли Акопян, Нина Коган, Тигран Алиханов, Адриан Егоров, Оксана Яблонская, Ксения Кнорре, Виктор Полторацкий, Георгий Сирота, Нина Хлудова, Геннадий Рождественский, Константин Орбелян, Сергей Безродный, Максим Могилевский, Филипп Кольцов.

   Сама Анаида Степановна так вспоминала годы своей работы в ЦМШ в школьной стенгазете «За музыкальные кадры»: «В Центральной средней специальной музыкальной школе я работаю вот уже 40 лет. Без преувеличения могу назвать эту работу словами Хэмингуэя «Праздник, который всегда со мной!».

     В 1945 году в школу пришла молодая красивая женщина и попросила меня взять в мой класс мальчика по фамилии Ашкенази. Об этом мальчике я уже много слышала и отказалась учить его не потому, что он был крупным дарованием, а потому что считала, что в ЦМШ есть педагоги, превышающие меня по таланту и авторитету. Мама, на мое счастье, оказалась настолько настойчивой, что я взяла к себе в класс это дивное существо. Митя Сахаров тоже был необыкновенно одаренным, обладал какой-то неземной, глубоко духовной музыкальностью, вообще был каким-то нестеровским отроком, и я его очень любила. Я помню, как Самуил Евгеньевич Фейнберг после прослушивания на шопеновский конкурс моих мальчиков Ашкенази и Сахарова подошел ко мне и сказал: «Научите меня, пожалуйста, как Вы это делаете, как у Вас это получается».

      Не забуду никогда моих уроков с Герой Сиротой (уникальное дарование по прозрению в самую суть музыки). Не забуду Володю Крайнева с его буйной эмоциональностью, врожденным артистизмом, с легкостью преодолевающего все пианистические трудности. Вспоминаю романтическую Нелли Акопян, которая владела тайной извлечения из инструмента необыкновенно красивого звучания. Не забуду и Адриана Егорова за его тончайшее понимание пьес Чайковского и Рахманинова, да и многих других, уроки с которыми для меня были настоящей радостью. Помню и Оксану Яблонскую, ярко и талантливо играющую Бетховена. Я помню, как я училась преподавать у А. И. Ямпольского – его работа над звуком пленяла меня, хотя он и был скрипачом. Я уж не говорю о том, сколь многому я научилась у моих товарищей по отделу – за 40 лет я почти не пропускала ни одного зачета, концерта или прослушивания, так мне все всегда было интересно».

      Ее коллега Т. Е. Кестнер так писала о классном вечере А. С. Сумбатян: «Классный концерт Анаиды Степановны Сумбатян был радостным событием в нашей школе. Уже одно то, что у всех учеников А. С. Сумбатян прекрасно звучит инструмент, говорит о многом. Всем ученикам свойственен отличный вкус, высокий профессионализм и полная серьёзность. Я горячо поздравляю Вас, дорогая Анаида Степановна и желаю Вам всегда также высоко нести знамя настоящего искусства».