ШАЦКИЙ СТАНИСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ (1878 – 1934)

        Российский и советский педагог-экспериментатор, подвижник, автор многих трудов по вопросам воспитания, Станислав Теофилович Шацкий происходил из дворянской семьи. Родился 13 июня 1878 года в Смоленской губернии,  умер 30 октября 1934 года в Москве.

        В 1899-1901 годах занимался в Московской консерватории вокалом в классе У. Мазетти. Занятия были настолько успешными, что, хотя С. Т. Шацкий и не окончил консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра.

    В 1906 году создал культурно-просветительское общество «Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в некоторых странах сетлементов – поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С. Т. Шацким, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи из малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. С. Т. Шацкий всю свою жизнь проводил педагогику сотрудничества, что для того времени было весьма необычно (едва ли не единственным исключением тех лет была школа Л. Толстого).

        Шацкий говорил: «Мы живем в изумительную эпоху социального творчества. Жить и работать в эту эпоху – величайшее счастье». Пожалуй, это был лейтмотив всей его жизни и деятельности. Основным же началом организации деятельности детей Шацкий считал физический труд. «Отнимая физический труд от ребенка, мы лишаем его могучего жизненного приспособления». Иначе говоря — нарушаем процесс его нормального развития. С этой точки зрения становится понятной и логически оправданной вся последующая педагогическая деятельность Станислава Теофиловича, нашедшая свое практическое выражение в организации клубов для детей, летних колоний, школ-колоний, детских садов, где основой была трудовая деятельность детей в разных ее проявлениях.

        С 1932 по 1934 год С. Т. Шацкий – директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории. Особое внимание Шацкий уделил композиторскому факультету. В частности, по инициативе С. Т. Шацкого, А. Б. Гольденвейзера и Г. И. Литинского в качестве профессора-консультанта в консерваторию в 1933 году был приглашен С. С. Прокофьев.

     В августе 1932 года в Московской консерватории по инициативе С. Т. Шацкого и А. Б. Гольденвейзера было создано Детское отделение (Особая детская группа) для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз – будущая Центральная музыкальная школа. Будучи крупнейшим деятелем в области педагогики, Шацкий значительную часть времени посвящал работе в Особой детской группе при консерватории. Очень большое значение С. Т. Шацкий придавал он эмоциональному началу в занятиях с детьми.