ХОВЕН ЕЛЕНА ПЕТРОВНА (1906 – 1998)

    Елена Петровна Ховен – Заслуженный учитель РСФСР, педагог по фортепиано, заведующая фортепианным отделом. Ученица и продолжатель традиции великого А. Б. Гольденвейзера. Елена Петровна была в числе первых молодых выпускниц консерватории, которых Гольденвейзер пригласил преподавать на Детском отделении при МГК в 1932 году. С первого дня существования ЦМШ и до последнего дня своей жизни Елена Петровна преподавала специальное фортепиано, отдав школе почти 70 лет педагогической работы и всю свою любовь к ученикам. С началом Великой Отечественной войны Елена Петровна оказалась в эвакуации вместе со школой в г. Пензе, где вопреки тяжелейшим условиям давала великолепную подготовку своим ученикам, а в это нелегкое время у нее учились Антон Гинзбург, Дмитрий Благой, Галина Дмитриевская, будущие известные пианисты. В годы войны помимо учебы, учащиеся класса Ховен давали концерты в рамках военно-шефской работы, ученики и педагоги трудились на уборке урожая на колхозных полях, в том числе, по воспоминаниям Елены Петровны, и на свиноводческой ферме, на уборке гречихи.

           В 1945 году в класс Ховен поступил Максим Шостакович, сын Дмитрия Шостаковича, и с этого момента началась дружба Е. П. Ховен и известного композитора. По ее просьбе Д. Д. Шостакович написал «Тарантеллу» для двух фортепиано, «Танцы кукол», Второй фортепианный концерт. Также Е. П. Ховен увлекалась системой Станиславского, и считала возможным применять разработанные им принципы в музыке. Она сформировала свой особый подход к обучению игре на фортепиано, основой которого была игра для публики, воспитание истинного музыканта и артиста, непревзойденного исполнителя, способного донести высокое искусство музыки до каждого слушателя.

           Как вспоминала о своем педагоге Т. Л. Колосс: «Интереснейшей личностью была Елена Петровна Ховен, в классе которой мне посчастливилось заниматься в течение 11 лет. Внешне Елена Петровна была довольно сурова – высокая, статная, интересная женщина с орлиным взглядом, напоминавшая королеву. Ее немного побаивались – она производила впечатление человека строгого. Она, безусловно, входила в славную когорту великих педагогов-пианистов ЦМШ. Елена Петровна часто говорила: «Когда советуют – «играй для себя», худшего совета исполнителю дать нельзя». Если хочешь играть для себя, сиди дома и играй для себя или для бабушки. А если ты вышел на сцену, ты уже себе не принадлежишь. Играешь тем, кто слушает. Это и есть служение искусству, служение людям – не в высокопарном смысле, а в самом элементарном. Слушатели должны уйти с твоего концерта, наполненные чем-то новым, обогащенные чем-то, что они пережили на твоем концерте».

      Многочисленные ученики Е. П. Ховен стали не только пианистами, но и, ставшие известными, дирижеры, композиторы, теоретики, преподаватели: Т. Л. Колосс, А. Я. Рябов, профессор А. А. Мндоянц, М. У. Гордеева, Е. А. Быканова, профессор Т. А. Чудова.