ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ (1875 – 1961)

      Родился 26 февраля (10 марта) 1875 года в Кишинёве, в семье присяжного поверенного Бориса Соломоновича Гольденвейзера.

    Свои первые музыкальные впечатления получил от матери Варвары Петровны Гольденвейзер, обладавшей тонким художественным вкусом и любившей петь и играть на фортепиано. В пять лет, научившись разбирать ноты под руководством старшей сестры Татьяны, стал самостоятельно понемногу играть на фортепиано. Когда ему исполнилось восемь лет, семья переехала в Москву, где начались его серьёзные занятия музыкой с В. П. Прокуниным, собирателем русских народных песен, одним из учеников П. И. Чайковского.

     В 1889 году был принят в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, где попал в окружение музыкантов, во многом сформировавших его взгляды на искусство, на роль художника в общественной жизни и на задачи педагога.

     Окончил Московскую консерваторию в 1895 году по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 – по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева (1892-1893). К 1900 году был достаточно известен, чтобы Андрей Белый упомянул его в поэме «Первое свидание», действие которой приурочено к этому году:

«Поёт под небо белый гейзер
Так заливается свирель,
Так на рояли Гольденвейзер
Берёт уверенную трель».

     Преподавательскую деятельность начал в 1895 году. В 1895-1917 годах – преподаватель фортепиано Николаевского сиротского, Елисаветинского и Екатерининского женских институтов, в 1904-1906 годах – Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС). Преподавал также на Пречистенских рабочих курсах, в Народной консерватории, Алфёровской гимназии.

     Гольденвейзер идейно был близок с Львом Толстым. Их дружба завязалась в 1896 году благодаря увлечению шахматами. Как толстовец, не ел мяса. Присутствовал при кончине писателя в Астапове и подписал его завещание.

     Выступал как солист и ансамблист. В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Д. С. Шора. Концертировал вплоть до 1956 года, в том числе, в ансамблях с Э. Изаи, Д. Ф. Ойстрахом, Л. Б. Коганом, С. Н. Кнушевицким, квартетом им. Людвига ван Бетховена.

     С 1901 года выступал как музыкальный критик в печати, сотрудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир» и других изданиях (под псевдонимами: А. А. Борисов, Г. Г-р), был членом редакции журнала «Музыкальный труженик», вёл просветительскую работу.

     В 1906-1961 годах – профессор Московской консерватории по классу фортепиано, в 1936-1959 – заведующий кафедрой фортепиано. В 1918-1919 годах – помощник директора, 1919-1922 и 1932-1934 – заместитель директора (проректор), в 1922-1924 и 1939-1942 – директор (ректор) консерватории. В 1932 году организовал «Особую детскую группу» при Московской консерватории. С 1936 по 1941 годы – художественный руководитель Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. С 1932 по 1934 годы – заместитель председателя Московского отделения Союза советских композиторов СССР.

     В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации, сначала в Нальчике, потом в Тбилиси и Ташкенте. В 1943 году возвратился в Москву.