1954 – 1960

В 1954–1958 гг. (и позже, в 1969–1972 гг.) школу возглавлял виолончелист и видный музыкально-общественный деятель Михаил Николаевич Анастасьев, который был незаурядным организатором. В те годы учащиеся ЦМШ часто принимали участие в правительственных концертах и других мероприятиях, которым придавалось большое значение. Особой популярностью на этих концертах пользовался унисон скрипачей ЦМШ (в состав которого входил юный Игорь Ойстрах). А в 1958 году оркестр ЦМШ участвовал в церемонии открытия I Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Символично, что старшеклассница Наталия Гутман, исполнившая на том концерте «Вариации на тему рококо» Чайковского в сопровождении школьного оркестра, спустя четыре года стала лауреатом этого престижного конкурса.

Значимые события концертной жизни ЦМШ – отчетные концерты, которые проходили в Большом и Малом залах консерватории. К ним долго и серьезно готовились, перед концертами проходили прослушивания – отбор был строгим, выбирали лучших из лучших. Так, на консерваторских сценах выступали самые талантливые, трудолюбивые, наиболее яркие и одаренные молодые музыканты. Концерты школы становились событием в жизни не только ЦМШ, но и всей музыкальной Москвы.

Теоретическое отделение

В 1954 году в ЦМШ открылось теоретическое отделение. До этого проводились только факультативные занятия композицией под руководством профессоров В. Я. Шебалина и Н. И. Пейко. Традиции преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ЦМШ были заложены выдающимися педагогами Н. М . Гольденберг, М. П. Андреевой, В. Н. Надеждиной, М. П. Слессарь, Л. П. Фокиной, Л. С. Шугаевой, Л. М. Калужским, М. А. Рыбниковой, Е. В. Коноровой и другими.

На теоретическое отделение принимали старшеклассников, обнаруживающих склонности к сочинению музыки и проявлявших интерес к теоретическим предметам. Некоторые учащиеся, ставшие впоследствии известными музыкантами, в школьные годы успешно совмещали учебу на исполнительском и теоретическом отделениях школы. На теоретическом отделении также занимались школьники, которые в силу различных причин не могли продолжать обучение на исполнительских отделениях ЦМШ, но оказывались способны к расширенному освоению музыкально-теоретических дисциплин.

Углубленное изучение курса, в основном, обеспечивалось педагогами школы, однако в разные годы для работы на теоретическом отделении были приглашены крупные музыковеды-исследователи – Ю. Н. Холопов, Г. Л. Головинский, В. Н. Брянцева, Г. В. Григорьева, В. C. Ценова, К. В. Зенкин, И . К. Кузнецов. В последствии опыт преподавания музыкально-теоретических дисциплин был обобщен в ряде учебных пособий, написанных педагогами ЦМШ Е. Н. Абызовой, М. П. Андреевой, Е. А. Быкановой, И. А. Русяевой, Т. Л. Стоклицкой, И. В. Заводиной и др.

Выпускники

Среди выпускников школы этого периода: Э. Алексеев, В. Ашкенази, А. Бобровский, Н. Богелава, И. Бочкова, Г.  Григорьева, Н.  Гутман, Е.  Долинская, З.  Игнатьева, Н. Забавников, И. Заводина, И. Коженова, Е.  Колосов, Т.  Колосс, В. Медушевский, А. Мельников, А. Михлин, С.  Пищугин, Д. Сахаров, А. Слободяник, Е. Сорокина, Т. Стоклицкая, О. Яблонская и другие.

Общеобразовательное отделение

Особое место в учебном процессе занимали общеобразовательные предметы. С одной стороны, они не являлись профилирующими, но с другой – были необходимым элементом формирования широкого кругозора, без которого нет полноценного музыканта.

Педагоги общеобразовательного отдела, особенно гуманитарии, старались дать необходимые знания о русской и мировой литературе, живописи, архитектуре, развивать в своих учениках творческие способности в смежных с музыкой областях.

Дмитрий Сухопрудский издавал со своими учениками журнал «Наше творчество», под руководством учительницы литературы Марии Покровской дети писали стихи и даже поставили «Горе от ума» Грибоедова.

Рассказывает выпускница ЦМШ (1960 г.), Заслуженный учитель РФ Тамара Леонидовна Колосс: «Были всеми любимые педагоги – словесник Дмитрий Иванович Сухопрудский и преподаватель физики Георгий Дмитриевич Палеолог. Невозможно забыть Самуила Ефремовича Каменковича, легендарную фигуру и неисчерпаемый кладезь остроумия, преподававшего математику. Эти имена святы, потому что они связаны с глубинной историей школы и потому что это были люди высочайшего нравственного и культурного уровня. Их всех отличало удивительное единство отношения к ЦМШ. С одной стороны, они блистательно преподавали свои предметы, с другой – они каждодневно помнили, что преподают в ЦМШ. Им было свойственно, казалось бы, сочетание несочетаемого. Словесники и преподаватели иностранных языков выискивали темы, близкие к музыке, к творчеству, и давали сочинения на музыкальные темы. Они все время помнили о том, с кем работают, ходили на школьные концерты. Необыкновенная гибкость, а также уважение к музыке, к тому, что составляет суть обучения детей, была в них».

С 1957 года русский язык и литературу в ЦМШ преподавала легендарная Эра Гансовна Мундецем. Многие поколения выпускников с большой любовью вспоминают прекрасного учителя. Впоследствии Э. Г. Мундецем написала книгу воспоминаний «В Центральной музыкальной школе». Перед тем, как перейти работать в ЦМШ, Эра Гансовна стала брать уроки игры на фортепиано (ранее никогда музыке не обучалась) – настолько ответственно она относилась к предстоящей работе с музыкально одаренными детьми. Эра Гансовна была не только любимым педагогом и классным руководителем для молодых музыкантов, она, как и другие ее коллеги, была очень сильным духом, мужественным человеком с непоколебимыми моральными принципами. Ее ученица Надежда Кожевникова так вспоминала любимых педагогов: «…Эре Гансовне всего-то около сорока или чуть больше. И она немка. Её предки, приехавшие из Германии в Россию при Екатерине, были Сталиным отправлены в ссылку. Эра Гансовна, закончив Московский университет, нашла себе нишу только в школьном преподавании. Повезло нам, что у нас и Виктория Романовна вела немецкий, тоже будучи из высланных в Казахстан немцев. И что Николай Семенович, генетик, после «дела Вавилова», стал учителем алгебры, геометрии в нашей школе для музыкально одарённых… Они нас сберегли, оградили от скверны, со всех сторон хлынувшей. Могу ли забыть? Да никогда».

Статус школы-эталона, установленный ЦМШ с самого начала ее деятельности, из года в год подтверждался впечатляющими успехами воспитанников десятилетки. Музыканты и педагоги различных учебных заведений страны часто присутствовали на занятиях, стремясь перенять секреты мастерства выдающихся педагогов.

Распространению уникальных традиций также способствовала большая учебно-методическая работа, осуществляемая ими за пределами Москвы. С конца 50-х годов педагоги школы регулярно проводили семинары и открытые уроки во многих городах страны, а в последующие годы также работали и за рубежом.

Талантливыми учениками ЦМШ и организацией их обучения неизменно восхищались выдающиеся иностранные музыканты, гастролировавшие в СССР. «Никогда не забуду, как в 1958 году, во время моего пребывания в России, министр культуры Екатерина Фурцева отвела меня в ЦМШ, – вспоминал Вэн Клайберн – …я увидел, как девочка лет одиннадцати исполняла Шопена, …блестяще, вдохновенно и очень убедительно. Я не мог в это поверить». Иегуди Менухин, неоднократно посещавший ЦМШ, назвал ее «лучшей музыкальной школой мира».

В 2005 году в резолюции Международной конференции по музыкальному образованию в Лондоне было отмечено: «Россия должна гордиться своей системой профессионального музыкального образования, которая может быть рекомендована для других стран или быть им хорошим примером».