1941-1944

Военные годы стали временем тяжелых испытаний для коллектива ЦМШ. Группа выпускников школы, а позже и некоторые из старшеклассников, ушли в армию и сражались на фронтах. Боевые командиры Н. Ангерт, А. Буракинский, Г. Красинский, В. Троицкий, рядовые В. Куприянов, Е. Некрасов, Н. Таш-Мухаммедов, Б. Фридмо погибли в боях за Родину.

Показательно, что в первые же дни войны руководство страны приняло решение о незамедлительной эвакуации ЦМШ. По свидетельству Л. Н. Бермана, буквально через двенадцать дней после начала военных действий основная часть учащихся ЦМШ, некоторые педагоги школы (в их числе – Т. А. Бобович, Е. П. Ховен, Д. И . Сухопрудский) и профессора консерватории (К. Г. Мострас, А. И. и М. И. Ямпольские, Т. Д. Гутман) были эвакуированы в Пензу. Детей сопровождали А. В. Портнова и И. В. Васильева, отвечавшие за «организацию и расквартирование пионерлагеря», существование которого, по тогдашним прогнозам, планировалось до начала зимы 1941 года. «Ехали долго, несколько дней – я бы сказал, весело, совершенно, конечно, не представляя всей серьезности перемен в наших судьбах», – отмечал Д. Паперно, подробно описавший в своих воспоминаниях жизнь школы в эвакуации.

Детей и преподавателей разместили в здании Первой музыкальной школы. Через несколько месяцев некоторые из них были расселены по частным квартирам, а основной части эвакуированных были предоставлены два этажа в здании знаменитого Художественного училища. «Старинное  здание из красного кирпича с орнаментом очень хорошо смотрелось после здания ЦМШ. Широкие, гулкие, просторные коридоры, большие светлые окна гармонировали со скульптурами – античными головами, торсами, которые служили натурой для художников», – вспоминала Т. Гусева. «В классных комнатах на обоих этажах расставили добрых сотни полторы кроватей и несколько роялей», инструменты, эвакуированные из западных областей страны, стояли и в большой комнате, выделенной родителям школьников, и в коридоре.

Руководство города оказывало эвакуированным всяческую помощь: к началу первой военной зимы в палатах (так именовались детьми комнаты, в которых они жили) установили окопные печки, воспитанникам ЦМШ пошили ватники. Учащиеся школы получали рабочие продовольственные карточки.

Помимо училища, занятия также проходили в помещении музыкальной школы, классы которой в вечернее время освещались коптилками. Сложность обстановки и бытовых условий, напряженная атмосфера военного времени, казалось, не создававшие предпосылок для творчества, особым образом влияли на школьную жизнь: она не только была по-прежнему наполнена каждодневным трудом… «Несмотря ни на что, мы занимались в Пензе с небывалой до того интенсивностью и упорством», – писал Д. Паперно. «Не только наши выступления, но и ежедневные занятия проходили на глазах у других, и дух честолюбия, профессиональной конкуренции пронизывал всю нашу жизнь… Каждый из нас, как и все вокруг в то время, делал свое дело ответственно и добросовестно. В этом было, если угодно, наше средство бороться и выжить». Учащиеся школы вели большую военно-шефскую работу, выступая в госпиталях, на фабриках и заводах.

Не менее трудным в первые годы войны было существование той части ЦМШ, которая осталась в Москве. Здание школы, инструменты и школьный инвентарь были переданы консерватории. Однако вскоре на первом этаже ЦМШ был расположен военкомат. «Помню странную и тревожную обстановку тех месяцев: двор школы, весь первый этаж, коридор, лестница, ведущая на второй этаж заняты людьми в штатском и в военной форме», – вспоминала Н. Н. Покровская. Школьные занятия в Москве стали постепенно возобновляться спустя несколько месяцев после начала войны. Екатерина Ивановна Мамоли, исполнявшая в то время обязанности директора ЦМШ, по воспоминаниям М. А. Федоровой, «стала собирать, просто искать по Москве оставшихся ребят». На квартирах учеников, там, где были какие-то возможности для занятий, небольшие группы учащихся разных классов изучали общеобразовательные предметы под руководством оставшихся в Москве педагогов ЦМШ – М. П. Логиневского, Г. Д. Палеолога и других.

Весной 1942 года был объявлен прием в школу, первоклассники учились все лето. По свидетельству Н. Н. Покровской, столь ранний набор и незамедлительное начало учебы были продиктованы возникшей опасностью потери здания: «Если бы Е. И. Мамоли не доказала, что школа функционирует, то возвращаться из Пензы было бы некуда». Многие ученики тех лет с благодарностью вспоминают Е. И. Мамоли, помогавшую всем школьникам в тяжелое военное время. Благодаря ее стараниям, ученикам школы «иногда выдавали талоны в спецстоловую. Помню, как нам, выпускницам-отличницам, дали ордера на обувь и на материал для платья», – вспоминала О. М. Жукова.

С начала следующего года, ознаменовавшегося коренным переломом в ходе военных действий, ситуация в стране стала понемногу меняться к лучшему. Осенью 1943 года школа вернулась из эвакуации, профессора консерватории и педагоги ЦМШ возвращались в Москву. Постепенно расширялся штат преподавателей, налаживались систематические занятия, открылось дошкольное отделение, состоящее из младшего и старшего подготовительных классов. Восстановлением прежнего режима работы ЦМШ во многом обязана деятельности тогдашнего ректора консерватории, известного композитора В. Я. Шебалина, с марта 1943 года взявшего на себя художественное руководство ЦМШ. По воспоминанию Народной артистки РСФСР, профессора В. В. Горностаевой, «вокруг него витал нимб ребячьего уважения. Он у нас котировался чрезвычайно высоко за справедливость, решительность и какую-то особенную принципиальность, связанную, как нам казалось, с его общей культурой». «Я много занимался школой, так как считал ее подготовительной ступенью, младшим отделением консерватории», – вспоминал В. Я. Шебалин, высоко оценивая работу, помогавших ему, Анны Евгеньевны Михальчи и Михаила Платоновича Логиневского. В те годы школой руководили известные музыканты, ранее преподававшие в ЦМШ.

После возвращения школы из эвакуации ее директором недолгое время был известный хоровой дирижер Владислав Геннадьевич Соколов, а с 1944 года его сменил Народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии, композитор, скрипач, профессор Василий Петрович Ширинский, основатель и бессменный участник знаменитого Квартета имени Бетховена.

Помимо административной работы, он руководил ансамблем скрипачей, регулярно выступавшим на многих ответственных концертах. В пору его руководства, ЦМШ переехала в новое здание, строительство которого началось еще во время войны.

За годы войны школу окончили:

В. Берлинский, М. Гамбарян, С. Дижур,О. Жукова, Л. Калужский, А. Кац, А. Кантор, Л. Коган, Т. Николаева.