1933-1934

Весной 1933 года, в ознаменование 15-летия Октябрьской революции, в Москве был проведен Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. В его рамках состоялись внеконкурсные выступления наиболее ярких воспитанников Особой детской группы, которые еще не могли быть полноправными участниками конкурса в силу возраста, но были отмечены специальными правительственными премиями. Некоторые выступления юных музыкантов, красноречиво свидетельствующие о «блестящем завтра советского исполнительского мастерства», слушал известный поэт Демьян Бедный, выразивший свои впечатления в стихотворении «Наши Первоцветы», опубликованном в «Комсомольской правде»:

Ребята. Им играть бы в фанты.
Меж тем не детская игра
Нам выявляет их таланты:
Какие диво-музыканты!
Какие чудо-мастера!
Какой в триумфе этом детском
Отпор для вражьей клеветы!
Смотрите все: в саду советском
Какие брызнули цветы!
Звучат их соло и дуэты.
И с замиранием в груди
Мы все – политики, поэты –
Влагаем свой восторг в приветы.
Ведь это – наши первоцветы, –
А то ли будет впереди!
Какая будет партитура!
Какие будут мастера!
Цвети, советская культура!
Расти, родная детвора!

Вчитываясь в эти восторженные строки, нетрудно понять очевидную и, вероятно, главную причину повышенного внимания властей к воспитанникам Особой детской группы – талантливым детям, представлявшим первое поколение советских музыкантов. Впечатляющий уровень исполнительского мастерства, демонстрируемый ими, был одним из свидетельств неоспоримого превосходства нового режима. О важности миссии, возложенной на талантливых юных музыкантов, говорит и название их уникального объединения: как известно, в 30–40 годы особыми группами назывались отдельные подразделения различных учреждений, занимавшиеся выполнением исключительно важных государственных заданий в отрасли безопасности, науки, обороны…

Немногим позже создания Особой детской группы, в августе 1932 года при столичной консерватории открылось Детское отделение, выполнявшее роль своеобразного вспомогательного звена, обеспечивающего будущим студентам необходимую подготовку. Одной из причин его создания были, вероятно, определенные трудности в работе вуза, возникшие с закрытием младших классов. По предложению А. Б. Гольденвейзера, Детское отделение  возглавила молодая пианистка и педагог Ираида Васильевна Васильева-Шерешевская, а его педагогами стали несколько недавних выпускников Московской консерватории: Т. А. Бобович, Т. Е. Кестнер, Е. П. Ховен, М. Ф. Порывкина и другие.

Помимо вновь принятых детей, в число учеников Детского отделения также вошли учащиеся расформированной школы при Первом музыкальном техникуме. Стремительное возрастание количества учащихся (уже через год их число увеличилось вдвое и составляло около 150 человек), подтверждавшее актуальность создания отделения и доказывавшее успешность его работы, однако, вызывало и соответствующие трудности в организации учебного процесса.

Обучение детей проходило в классах консерватории, которых часто не хватало. Немало проблем разного порядка к тому времени накопилось и в работе Особой детской группы. Одновременно с назревшей потребностью создания лучших условий для работы Особой детской группы и Детского отделения, все более очевидной становилась потребность обновления форм и методов обучения талантливых детей